Яхтой называлось небольшое одномачтовое судно. Мачта яхты была очень высокая и имела врезанную стеньгу, кроме того, иногда в верхней части мачты устанавливалась вторая стеньга, направленная вперед. Паруса на вторую стеньгу не ставились – она несла лишь флюгер и флаг. На небольшом бушприте устанавливалось два кливера, а паруса состояли из гафельного паруса с гиком и марселя. Первыми строителями таких судов стали голландцы, как правило это были прогулочные или увеселительные корабли для высокопоставленных особ. Однако вскоре торговый и военный флоты быстро нашли преимущества яхт весьма привлекательными и стали широко использовать их для разведки и срочной доставки небольших грузов. Кроме одномачтовых яхт, строились также полуторамачтовые гукер-яхты, галиот-яхты и галеас-яхты. В целом эти типы яхт были просто уменьшенными копиями своих более крупных гукера, галиота и галеаса соответсвенно, но несли паруса по типу яхт. В Голландии строились также мелкосидящие херен-яхты, которые проявили себя во время войны Голландии и Испании с самой лучшей стороны. На них даже устанавливали пушки и тогда херен-яхты становились полноценными военными кораблями. Из-за малой осадки херен-яхты снабжались боковыми швертами, и имели очень низкую надстройку. На херен-яхту ставились паруса грота-триксель и штаг.