Главная » Статьи » История пиратства |
Наступил двадцатый век. Торжество прагматизма, плюс двигатели внутреннего сгорания, разведовательная авиация, а позже и радиолокаторы... Казалось, в этом новом мире нет места для джентельменов удачи. Однако несмотря на все это новое время вызвало к жизни и старое доброе пиратство,правда с особой спецификой. Оно получило название рейдерство . К началу второго десятилетия двадцатого века политическая ситуация в Европе резко обострилась. Противоречия между Германией с одной стороны, и Англией и Францией с другой усиливаются.Осознавая, что война с Англией становится реальностью, Германия начинает строить мощный военный флот. Разрыв в военно - морских силах между государствами сокращается, однако полностью преодолеть его не удается. Отчетливо понимая, что в случае конфликта в этих условиях британский флот сумеет прервать всю немецкую торговлю, которая для Германии,как для страны с ограниченными ресурсами жизненно важна, а британская промышленность не пострадает от нехватки ресурсов, немецкие адмиралы, и прежде всего Тирпиц приходят к единственно правильной тактике - для того чтобы прервать британскую морскую торговлю неодходима организация широкомасштабной крейсерской войны. Эта война должна вестись силами как военных кораблей - быстроходных легких крейсеров, так и специально переоборудованных и вооруженных торговых кораблях - вспомогательных крейсерах. Так как основной проблемой рейдеров должно было стать обеспечение топливом, заблаговременно необходимо было создать базы снабжения и подготовить вспомогательные суда. Но вот 1 августа 1914 года война началась... Одновременно с сухопутной началась война на море. К этому времени у немцев в Мировом океане находились такие силы: * Атлантический океан - легкие крейсера "Карлсруэ" и "Дрезден", в районе Карибского моря. Конечно силы британского флота (союзные флота Франции и России в океане можно было не принимать всерьез - всего 2 броненосных и 2 легких крейсера) были гораздо более значительны. На направлении "к востоку от Суэца" к июлю 1914 года англичане располагали тремя эскадрами, состоящими из 4 броненосцев и броненосных крейсеров, 5 легких крейсеров и 3 крейсера устаревшего типа. Плюс к этому новейший линейный крейсер "Австралия", который в принципе, в одиночку мог отправить на дно всю эскадру Шпее. В Атлантическом океане, кроме 2 легких крейсеров была направлена 4-я эскадра крейсеров : 4 броненосных крейсера, плюс 2 французских. Кроме того, из резерва были введены в боевой состав корабли, составившие 6-ю эскадру крейсеров. Помимо всего этого, английский флот обладал несравненно лучшей инфраструктурой - базами снабжения,ремонтными доками,транспортным флотом. У британских кораблей всегда была возможность пополнить боезапас, произвести необходимый ремонт... Наконец, проблема неизвестная пиратам прошлых времен - УГОЛЬ. Пожирая десятки и сотни тонн угля в сутки, корабли постоянно вынуждены были бункероваться, что отнимало много времени, и главное - создавало проблему со снабжением. Разумеется, для германских кораблей это была гораздо более серьезная проблема. Кроме того, в бою любое попадание вражеского снаряда могла стать роковым, поскольку ближайший док находился за многие тысячи миль . Существовали и другие проблемы - отсутствие надежной связи, информации о противнике и т.д. Разумеется германское командование все это прекрасно понимало. Поэтому немцами заранее были созданы якорные стоянки, налажена агентурная сеть для сбора разведданных, в немецких колониях и на заброшенных островах созданы запасы угля и приведены в готовность угольщики. Все германские крейсера, находящиеся в океани имели значительный запас наличных денег в золоте - при необходимости пополнения запасов в нейтральных портах или у туземцев это было бы лучшей гарантией молчания. Помимо военных кораблей, должны были быть переоборудованы под рейдеры наиболее быстроходных пассажирские и грузовые суда, такие как пассажирские лайнеры типа "Кронпринц Вильгельм", со скоростью более 25 узлов . Из - за ограниченного радиуса плавания подводные лодки могли использоваться только в ближней Атлантике. Но подводная война - тема отдельного разговора. Если бы немцы были последовательны до конца и привели весь этот план в исполнение, кошмар крейсерской войны, преследовавший Британское Адмиралтейство многие годы стал бы реальностью. Однако 28 августа 1914 года произошло событие, повлекшее значительные изменения в германской морской стратегии - Гельголандский бой. В ходе боя Флот Открытого моря потерял 3 легких крейсера. Потеря не столь значительная, тем более, что немецкие моряки проявили чудеса героизма, что признали и англичане. Но на кайзера, человека сухопутного, это произвело огромное впечатление. Тревога за созданный с огромным трудом флот, заставила его отдать распоряжение, фактически лишившее германский флот инициативы, отказаться от активных действий в Мировом океане. Большую часть войны флот простоял в гаванях, периодически делая вылазки к берегам Англии и лишь однажды, в мае 1916 года, под командованием адмирала Шеера, вышел в море для решительного сражения - Ютландского боя, стоившего англичанам гораздо больших потерь, чем немцам. К сожалению, возглавлявший в начале войны немецкий флот адмирал Ингегольд, не столь умный и решительный командующий не смог доказать Вильгельму II ошибочность его решения. В результате Германия фактически атказалась от активной обороны своих островных колоний, и практически не оказала помощи своим кораблям, оказавшимся в океане. В радиограмме штаба морских сил адмиралу Шпее предписывалось, по возможности прорываться в Германию, действуя сообразно сложившимся обстоятельствам. Остальные же корабли должны были действовать по предвоенным планам, также корректируя их по обстоятельствам. Их капитанам предоставлялась свобода действий. Получив радиограмму, Шпее действовал стремительно. Он приказал всем кораблям эскадры, угольщикам, судам снабжения, находящимся на главной немецкой базе на Тихом океане - китайском порту Циндао немедленно следовать к острову Паган (Марианские острова), первой промежуточной базе. 13 августа прибыл последний корабль. В тот же день на совете капитанов было принято решение идти через Тихий океан к берегам Чили. Это позволило бы использовать чилийские порты для снабжения эскадры, так как правительство Чили при своем нейтралитете, занимало дружественную позицию по отношению к Германии. Кроме того можно было нарушить британскую торговлю в Южной Атлантике. Но капитан одного из легких крейсеров - "Эмдена" фон Мюллер попросил разрешения отделиться от эскадры и идти в Индийский океан, поскольку одному кораблю было проще с углем, который можно было получать с захваченных судов. Фон Шпее дал свое согласие. Через два дня "Эмден" с одним из угольщиков покинул стоянку и взял курс в Индийский океан, а еще через неделя эскадра Шпее, отправилась в поход через Тихий океан. Практически одновременно начали действовать "Карлсруэ", избравший районом действия перекресток торговых путей возле северо- восточной части Южной Америки, и "Кеннигсберг" в Индийском океане, который уже в первый день войны захватил и потопил корабль "Винчестер-сити", везший в Англию годовой сбор цейлонского чая (можно пожалеть британских джентельменов ! :)) ). Конечно, на обзорной странице всего не расскажешь, и более подробно о наиболее знаменитых кораблях я думаю написать отдельно. Здесь же просто коротко расскажу о дальнейшей судьбе корсаров кайзера. Пройдя через Тихий океан, попутно совершив налеты на французские колонии на островах Полинезии, эскадра Шпее 12 октября прибыла к острову Пасхи. Сюда же пришли"Лейпциг" и "Дрезден". После загрузки угля 18 октября эскадра направилась к берегам Чили. В это же самое время англичане догадываясь о намерении немцев прорваться в Южную Атлантику, но не имея данныхи о местонахождении противника направили в этот район эскадру, состоящую из устаревшего броненосца "Канопус", броненосных крейсеров "Гуд Хоуп","Монмут" и легкого крейсера "Глазго" на перехват эскадры Шпее. Из - за несогласованности действий "Канопус" отстал от более быстроходных кораблей, что сильно ослабило английскую эскадру. Двигаясь к северу, днем 1 ноября возле мыса Коронель противники неожиданно встретились. Крейсера вступили в бой. Превосходя англичан как по силе, так и по подготовке моряков (английские корабли были укомплектованы резервистами, тогда как экипажи "Шарнхорста" и "Гнейзенау" неоднократно брали призы на стрельбах Кайзеровского флота ) немцы одержали победу, потопив "Гуд Хоуп" и "Монмут". Поврежденному "Глазго" удалось уйти. Это стало жестоким шоком для Британского Адмиралтейства. Новый Первый Морской Лорд сэр Уинстон Черчилль отдал приказ о переброске в Южную Атлантику двух новейших линейных крейсеров, вооруженных 381-мм орудиями. Австралийский и японские флоты были посланы для блокирования пути назад в Тихий океан. У африканских берегов сосредоточилось 6 броненосных кораблей и более 10 легких крейсеров. В Карибское море были введены 4 броненосных крейсера плюс французские корабли. И все это при том, эти силы англичанам позарез были нужны на главном фронте - в Северном море ! Понятно, что положение немцев стало практически безнадежным. Но даже не это предрешило судьбу эскадры. 6 декабря Шпее принял решение атаковать Фолклендские острова, полагая что английских кораблей там нет. Это решение стало роковым. На следующий день, подойдя к островам эскадра встретила мощные британские силы, в том чиле и линейные крейсера. Спастись бегством не удалось, и после жестокого боя все корабли эскадры Шпее, за исключением "Дрездена" ( позже затоплен командой у берегов Чили) были уничтожены. "Эмдену" удалось проскочить британские патрули и войти в Индийский океан. За три месяца рейдерства ему удалось прехватить и уничтожить более 20 торговых судов. Плюс к этому дерзкий налет на Мадрас, где были уничтожены склады с горючим и нанесен значительный ущерб портовым сооружениям, и рейд на базу Пенанг, где "Эмдену" удалось уничтожить переживший Цусиму русский крейсер "Жемчуг" (позже командир и первый помощник были отданы под трибунал за преступную халатность !) и французский миноносец. Однако 9 ноября удача отвернулась от рейдера. В этот день корабль подошел к Кокосовым островам (западнее Австралии) для уничтожения австралийской радиостанции. При подходе к островам капитан фон Мюллер опрометчиво использовал радио для связи с угольщиком. В этот момент недалеко находился австралийский конвой, охраняемый крейсером "Сидней". Определив местонахождение "Эмдена", тот полным ходом вышел наперехват. Обнаружив неприятеля "Эмден" попытался уйти. Однако длительное время не чистя котлы крейсер не смог развить полный ход. Обнаружив, что не может уйти "Эмден" вступил в бой и дрался до последнего снаряда. Выбросив корабль на отмель, экипаж был взят в плен. В Атлантике так же около трех месяцев успешно действовал "Карлсруэ" - один из самых быстроходных крейсеров в мире ( 28.5 узла !). За это время он потопил 27 кораблей водоизмещением более 100 тыс. тонн. В начале ноября командир Эрих Келлер принял решение направиться в Карибское море и атаковать английские колонии, прежде всего на острове Барбадос, а так же нарушить британское судоходство в этом районе. Однако, при переходе к Барбадосу, вечером 4 ноября на корабле внезапно прогремел мощный взрыв. В течении нескольких минут он пошел ко дну. Причины, вызвавшие взрыв боезапаса так и остались неизвестны. Дольше всего продержался "Кеннигсберг". После захвата "Винчестер-сити" он более месяца безрезультатно крейсировал в западной части Индийского океана, после чего командир фон Лооф направил крейсер на секретную стоянку в дельте реки Руфиджи. Отсюда он вышел только один раз, совершив рейд к Занзибару, где используя фактор внезапности потопил британский легкий крейсер "Пегас" и уничтожил радиостанцию и казарму колониальных войск. После этого англичане более месяца тщетно искали "Кеннигсберг", который стал мощным психологическим фактором,влияющим на морские перевозки, в том числе передроску солдат из Австралии и Индии в Европу. Лишь в конце октября крейсер был случайно обнаружен. Однако одно дело обнаружить, а другое - уничтожить. Англичанам не хватало сил полностью блокировать крейсер. Бомбардировке же препятствовали джунгли, скрывая точное местоположение "Кеннигсберга". Поэтому несколько месяцев англичане патрулировали проходы в море,одновременно пытаясь вести разведку, что у них не очень получалось, учитывая специфику местности. Но в конце концов, получив подкрепление в виде старых, но мощных мониторов и канонерских лодок 6 июля 1915 года англичане начали атаку. Пожалуй, это был самый длительный в истории морской бой."Кеннигсберг" при поддержке наземных заслонов сопротивлялся почти неделю. Но силы были слишком неравными , и 11 июля фон Лооф отдал приказ взорвать корабль. Команда покинула судно, и присоединилась к отрядам, защищающим германские колонии в Восточной Африке. Итак, всего за полгода с призраком крейсерской войны было покончено. Сказалось количественное преимущество британского флота, плюс отсутствие существенной помощи кораблям - рейдерам. Более года после этого ни один немецкий корабль не выходил в океан. Положение изменилось только весной 1916 года, когда германский флот возглавил сторонник активных действий Рейнгхард Шеер. Помня о громадном психологическом эффекте от действий германских рейдеров в первые месяцы войны, он настоял на возобновлении крейсерских операций. Однако теперь для этого использовались не крейсера, а специально переоборудованные и вооруженные торговые суда. Всего в океан было послано пять таких судов. Особенно отличились: "Меве", дважды выходивший в рейды и потопивший 20 кораблей, водоизмещением 122 тыс. тонн, "Вольф", находившийся в плавании почти 16 месяцев и уничтоживший 27 кораблей водоизмещением 112 тыс. тонн. Особо отметим парусный вспомогательный крейсер "Зееадлер", потопивший 16 судов водоизмещением более 30 тыс. тонн. Остальные корабли крупных успехов не имели. И несмотря на все успехи, их действия, конечно, не шли ни в какое сравнение с действиями рейдеров в первые месяцы войны. Какие же можно сделать выводы из всего вышесказанного ? Прежде всего, результаты войны рейдеров показали, что пиратство (точнее корсарство, рейдерство) остается эффективным средством борьбы слабого флота с более сильным. Для уничтожения рейдеров противник был вынужден отвлечь с основных ТВД значительные силы для охраны торгового судоходства. Было нарушено снабжение промышлености и доставка продовольствия, что к примеру, фактически поставило Британию на грань голода. Наконец очень мощный психологический фактор, также влияющий на боеспособность личного состава флотов (на каждый естественно по разному). И все это не считая прямых потерь, в виде потопленных кораблей и грузов, которые намного превысили прямые потери рейдеров. Одним словом, пираты XX века получили право на жизнь. И в следующую мировую войну, учтя ошибки предшественников, в полной мере воспользовались этим правом. Но это уже другая история. Наиболее знаменитые рейдеры Первой мировой войны Название корабля Тип Время действия Район действия результаты Причина гибели Эмден легкий крейсер 1.08.14 - 9.11.14 Индийский океан 22 торговых корабля, 1 крейсер,1 миноносец крейсер "Сидней" Тактико-технические данные некоторых рейдеров. * "Карлсруэ" - водоизмещение - 4900 тонн, размеры - 142.2 х 13.7 х 5.5 м, макс. скорость - 27 узлов, вооружение - 12 х 105 мм орудий, 2 торпедных аппарата 500 мм, броня - 100 мм рубка, 60 мм пояс. "Вольф" - (переоборудованый сухогруз "Вахтфельс") - водоизмещение - 5809 тонн, размеры - 135 х 7.1 х 7.9 м, макс. скорость - 10.5 узла, вооружение - 6 х 150 мм орудий, 4 торпедных аппарата 500 мм, 465 мин, 1 гидросамолет типа 33Е. "Зееадлер" - парусник. Водоизмещение - 1571 тонна, размеры - 83.5 х 11.8 х 5.5 м, макс.скорость под двигателем - 9 узлов, площадь парусов - 2500 кв.м, вооружение - 2 х 105 мм орудия, 2 пулемета. | |
Просмотров: 1983 | | |
Всего комментариев: 0 | |